Главная > Психолого-педагогическая помощь
Коррекционно-развивающее направление строится с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей.
Содержание коррекционно-развивающего обучения определяется индивидуально-развивающей программой (далее – ИРП).
ИРП разрабатывается с учетом особенностей психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей детей с особыми образовательными потребностями и охватывает основные сферы развития ребенка: речевую, познавательную, социально-эмоциональную, моторную и самообслуживание. ИРП утверждаются заведующим КППК.
Организация коррекционно-развивающего процесса в КППК регламентируется рабочим учебным планом и расписанием учебных занятий.
Формами организации коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями в КППК являются индивидуальные или подгрупповые и групповые занятия, консультативные занятия, группы кратковременного пребывания. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу. Количество групп определяется уставом КППК и наличием специальных условий для осуществления коррекционно-педагогической работы.
Продолжительность занятий зависит от возраста ребёнка с особыми образовательными потребностями и составляет:
1) индивидуальные занятия – 35- 45 минут;
2) групповые занятия для детей младшего дошкольного возраста от двух до пяти лет – 30 – 35 минут;
3) групповые занятия для детей старшего дошкольного от пяти до семи лет и школьного возраста от шести и далее – 45 минут.
Основанием для коррекционно-развивающего обучения является заключение договора с родителями ребенка и ознакомление родителей с индивидуально-развивающей программой и перечнем оказываемых услуг. Совместно с родителями составляется расписание коррекционных занятий.
По результатам выполнения конкретных задач оценивается эффективность реализации индивидуально-развивающей программы (ИРП). Оценка эффективности ИРП производится после каждого курса коррекционного обучения в целях корректировки ИРП подведения итоговых результатов и решения вопросов о возможности перевода в другой образовательное учреждение или продолжить коррекционный курс.
Процесс сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях Кабинета начинается с посещения службы ранней помощи. Именно сюда первоначально приходят родители со своим ребенком за помощью и советом. Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных психолого-педагогических услуг, ориентированных на ребенка и семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. В условиях службы ранней помощи специалистами обеспечивается комплексный подход к проведению диагностики, проводится первичное консультирование родителей, выстраивается система коррекционно-развивающей работы с ребенком с обязательным включением родителей в данный вид деятельности. Некоторые из детей, пройдя курс коррекционно-развивающего обучения, успешно адаптируются в общеобразовательных детских садах, при этом продолжают получать психолого-педагогическую поддержку в условиях Кабинета.
Заключительным этапом в коррекционно-развивающем обучении является интеграция или инклюзия в дошкольные или школьные организации образования или продолжение коррекционно-развивающего курса в условиях КППК.
Направления работы учителя — дефектолога
Цель: оказание дефектологической помощи детям раннего возраста с особыми образовательными потребностями (сочетанные нарушения), коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий, консультирование родителей и педагогов.
Задачи:
1. Диагностическое обследование различных сфер развития детей раннего возраста.
2. Определение индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития ребенка.
3. Внедрение инновационных технологий ранней коррекционно – развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями и их семьям.
4. Формирование у детей раннего возраста представлений об окружающей действительности.
5. Формирование всех видов деятельности в раннем возрасте.
6. Развитие познавательной активности.
7. Оказание практической помощи родителям по взаимодействию с ребенком с особыми образовательными потребностями.
№ | Основные направления | Содержание |
1 | Диагностическое направление | 1. Дефектологическое обследование с целью точного установления уровня развития ребенка; выявление особенностей развития каждого ребенка. |
2. Планирование коррекционно-развивающей работы с учетом результатов обследования (разработка индивидуальной развивающей программы). | ||
3. Психолого – педагогический мониторинг: выявление особенностей развития каждого ребенка, отражение результатов в картах наблюдения, индивидуальных коррекционно-развивающих программах. | ||
4. Прогнозирование дальнейшего коррекционно-развивающего процесса. | ||
2 | Коррекционно-развивающее направление | 1. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми в соответствии со структурой нарушения. |
2. Разработка плана проведения комплексного коррекционно-развивающего занятия с учетом нарушения детей (совместно со специалистами Кабинета). | ||
3. Проведение комплексных групповых занятий с детьми раннего возраста с сочетанными нарушениями по формированию социальной сферы, коммуникативных навыков, развитию психических функций, сенсорному развитию. | ||
4. Оценка результатов коррекционно-развивающего обучения; составление прогноза дальнейшего развития каждого ребенка. | ||
3 | Работа с педагогами | 1. Консультирование и оказание практической помощи специалистам Кабинета по вопросам коррекционно-развивающего обучения детей раннего развития |
2. Анализ проведенного комплексного коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста | ||
4 | Консультативно-просветительское направление | 1. Выступление с докладами на заседаниях педагогического совета |
2. Посещение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий логопедов, сурдопедагогов, социального педагога, психолога с целью совершенствования педагогического опыта. | ||
3. Публикации статей в СМИ по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста | ||
5 | Работа с родителями | 1. Индивидуальное консультирование по итогам диагностического обследования детей с помощью шкал развития KID и RCDI |
2. Проведение индивидуальных бесед, консультаций, оказание практической помощи родителям. | ||
3. Составление рекомендаций родителям для проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста в домашних условиях. | ||
6 | Методическое направление | 1. Изучение новинок методической литературы. |
2. Насыщение предметно-развивающей среды в кабинете раннего вмешательства. | ||
3. Посещение курсов повышения квалификации, семинаров. | ||
4. Участие в работе педагогического совета. | ||
5. Внедрение в коррекционно – развивающий процесс программ и методических пособий для работы с детьми раннего возраста. | ||
6. Разработка рекомендаций для родителей детей с особыми образовательными потребностями. | ||
7. Разработка рекомендаций для педагогов в работе с детьми раннего возраста с особыми образовательными потребностями |